
– Машиностроители и операторы недовольны быстрым ростом цен на комплектующие, в частности на цельнокатаные колёса (ЦКК). Насколько ситуация критична?
– Удорожание весьма значительно. Стоимость ЦКК для укомплектования вагона выросла в среднем (по разным договорам) на 40 тыс. руб., а это дополнительная нагрузка на вагоностроительные предприятия, на рентабельность. При этом не факт, что какая-то доля этой нагрузки распределится на конечного потребителя. Цены на вагоны по действующим контрактам с покупателями-операторами пересматриваться не будут, а стоимость поставок новых партий будет устанавливаться индивидуально, в договорном порядке. Возможно, в этой ситуации производители пойдут собственникам навстречу и не станут повышать цену на продукцию ради сохранения спроса.
– Что влияет на такое удорожание?
– Причин немало. В частности, мы считаем, что нельзя ограничивать конкуренцию «сверху», выдавливая с рынка зарубежных производителей. Сейчас продолжается повторное антидемпинговое расследование Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) в отношении украинского производителя ЦКК – «Интерпайп». С моей точки зрения, если в результате этого расследования к «Интерпайпу» применят определённые запретительные меры и выведут эту компанию за пределы российского рынка, то дальнейший рост цен на ЦКК будет более чем вероятным. По нашей информации, большинство российских вагоностроителей ориентируются на отечественных производителей комплектующих и закупать колёса планируют на внутреннем рынке. Но наличие крупного иностранного соперника подстёгивает конкуренцию среди производителей, заставляет улучшать предложение и более тщательно следить за качеством выпускаемой продукции.
Также увеличение стоимости ЦКК может быть связано с ростом цен на металлы. Объединение вагоностроителей разработало перечень мер для сдерживания роста цен на металлы, включающий и меры государственного регулирования, тарифного регулирования и экономического стимулирования. Мы считаем, что увеличение стоимости продукции металлургии совершенно необоснованно. Это удорожание никак не соотносится ни с ростом инфляции, ни с ростом тарифов естественных монополий, оно попросту несоразмерно. В итоге субсидии, которые Правительство РФ выделяет на поддержку вагоностроительной отрасли, «съедаются» металлургами.
– Что можно предпринять в такой ситуации?
– Насколько мне известно, СРО «НП «Союз операторов железнодорожного транспорта» уже обратилась в Федеральную антимонопольную службу по поводу необоснованного роста цен на ЦКК. СМИ также давали информацию об обращении президента ОАО «РЖД» по этому вопросу. Мы всецело поддерживаем эти обращения. Необходимо досконально разобраться в ситуации. Если подорожание происходит синхронно, надо установить, что это – следствие каких-то рыночных причин или же согласованные действия между заводами. Второй случай – прямое нарушение антимонопольного законодательства, и ФАС целесообразно адекватно отреагировать для нормализации условий на рынке. По нашей информации, рост цен происходит достаточно равномерно по производителям.
Беседовал Константин Мозговой - http://www.gudok.ru/